Как говорил Антон Павлович, «на одного умного полагается тысяча глупых, и на одно умное слово приходится тысяча глупых, и эта тысяча заглушает».
Ерунды в искусстве всегда была масса. Если мы возьмем драматургию, то увидим, что во времена Чехова были популярны бульварные скетчи. Луначарский и Суворин тоже писали свои трагедии и драмы, которые не сохранились. И в кинематографе полно таких же поверхностных и быстро пекущихся произведений. И дело тут не в том, что на содержание влияют Netflix или любая другая платформа.
Когда я говорю «ерунда», я имею в виду необыкновенную легкость мысли. Она во все времена существовала. Легкость мысли всегда связана с модой. Сегодня, допустим, модно делать фильмы «про богатых». А до этого мода была на другое. При советской власти создавались самые кондовые пропагандистские фильмы. В 90-е годы, как только Россия позволила всё, что угодно, снимать, пошла огромная полоса дремучей чернухи. Просто потому, что до этого было столько всякого парфюма, что хотелось запаха навоза. Это естественно!
И в европейском, и в американском, и в российском кинематографе одно и то же. Глупые комедии для того и существуют, чтоб смотреть, не задумываясь. Но сегодня это усугубляется тем, что нынешний зритель в большинстве своем всё меньше и меньше читает.
И точно так же в любые времена есть место тем самым «умным», которые в меньшинстве. Одновременно с пропагандистской шелухой в СССР был создан абсолютно замечательный фильм Юлия Райзмана «Коммунист». Идеологически он был полностью ограничен социалистическим реализмом, но это был шедевр!
#кончаловский
#райзман
#прокино